Монополизация континентального шельфа или сохранение национального богатства?

Без аукционов и конкурсов, адресным ответом правительства дать в нефтяников и распоряжение газовиков участки недр федерального значения континентального шельфа России, постановил Медведев.

« Континентальный шельф – это отечественное национальное достаток, сам закон носит особый темперамент, и процедуры, каковые в нем установлены, – особые», – сообщил президент

Он подчернул, что за правительством остается право предоставлять последовательность участков недр федерального значения, содержащих газ, нужный для обеспечения бесперебойного газоснабжения регионов России. По словам Медведева, передача недропользований на бесконкурсной базе согласно решению правительства окажет помощь рациональным образом применять национальные достатки.

Счастливчиков – тех, кто будет добывать газ и нефть в Арктике, выберут только из юридических лица РФ, чей контрольный пакет в собственности стране. Помимо этого, недропользователи должны иметь «стаж работы» на континентальном шельфе как минимум несколько лет.

Управляющий партнер НКГ «2К Аудит – Деловые консультации», доктор наук Иван Андриевский предполагает, что, в полной мере возможно, в скором времени мы заметим как два гиганта «Роснефть» и «Газпром» будут дробить ресурсы одного из самых перспективных проектов Сахалина – «Сахалина-3». «Нельзя исключать, что частично в данной связи и был принят новый закон», – сказал Андриевский.

Справка: «Сахалин-3» включает в себя четыре блока месторождений: Киринский (вероятнее, будет передан «Газпрому»), Венинский (разрабатывается «Роснефтью» совместно с китайской Sinopec), Айяшский и Восточно-Одоптинский. Запасы нефти на них оцениваются более чем в 800 млн. т, газа — около 1,3 трлн куб. м.

Позиция «Газпрома» в данной обстановке представляется более сильной, считает представитель НКГ «2К Аудит – Деловые консультации». «Ранее “Роснефть” предлагала “Газпрому” разрабатывать месторождения совместно, но это скорее показывает, что у “Газпрома” выше шансы взять при разделе больше, что косвенно подтверждается и передачей газовому концерну Киринского блока», – утверждает специалист.

Он напоминает, что Алексей Миллер еще в прошедшем сезоне обращался к стране прося взять последовательность месторождений (а также нераспределенным блокам проекта «Сахалин-3») без конкурса. Помимо этого, в Российской Федерации уже недавно в Российской Федерации были прецеденты передачи участков недр без конкурса. Разработку Чаяндинского нефтегазового месторождения, имеющего федеральное стратегическое значение, весной этого года доверили «Газпрому». «В законе “О недрах” имеется поправка, предусматривающая, что для аналогичных объектов порядок выдачи лицензии регулируется законами . И имеется закон “О газоснабжении”, что предусматривает, что такие месторождения смогут передаваться без конкурса “организации-собственнику единой совокупности газоснабжения”, каковым и есть “Газпром”.

По такому же принципу предполагалось передать “Газпрому” Киринский блок Сахалина-3», – отмечает И.Андриевский.

Аналитик по газу и нефти ИБ «Траст» Владимир Сибиряков, считает, что в игру при определенных условиях может вступить и «Газпром нефть»: «Последней нужен соответствующий опыт, не смотря на то, что шельф нужен компании фактически как воздушное пространство», в – подмечает Сибиряков в интервью ИК «Финам». Но, согласно его точке зрения, у «Газпромнефти» и «ЛУКОЙЛа» маловероятны шансы взять лицензии, потому, что 20% акций “Газпромнефти” в собственности итальянской ENI, и подобный пакет акций “ЛУКОЙЛа” у Conoco Philips».

В это же время, специалисты констатируют, что у компаний мало нужного опыта разработки шельфовых участков: «Определенный опыт на данный момент набирает “Газпром” на “Штокмане”" и, быть может, заимствует с “Сахалина-2”, небольшой опыт имеется у “ЛУКОЙЛа” (на Каспии и за счет участия в интернациональных проектах) и “Роснефти” (Охотское море)», – констатирует Сибиряков.

Это дает предлог чужестранцам разглядеть себя, как участников разработки шельфа, но в основном в роли подрядчиков: оборудование, инфраструктура, буровые работы и т.д. Их в этом никто не ограничивает. Второй вопрос – как им это будет весьма интересно?

Как вычисляет директор «СРП Экспертизы» Михаил Субботин, вступление в силу поправок мало, что поменяет на практике. Он напомнил об истории с Штокманом, в то время, когда «Газпром» распоряжался лицензией и подбирал стратегических партнеров для освоения. Приблизительно эту модель сейчас сделали нормой для всех остальных – по сути, узаконили неформальные преимущества, каковые имели «Роснефть» и «Газпром».

«Государство перешло на совокупность, в то время, когда оно перепоручила (подбор недропользователей) “Роснефти” и, в основном, “Газпрому”, и сейчас вся ответственность и все надежды на действенное управление связаны как раз с этими компаниями. Другими словами между подбором игроков на шельфе и между страной сейчас показался постоянный посредник», – передает его слова BBCRussian.com.

Специалист по вопросам нефтегазового сектора Михаил Субботин считает, что ответ А.Медведева породит конфликт нефтяников и интересов государства. В большинстве случаев, рассуждает специалист, «государство заинтересовано в большой борьбе в наилучших условиях, а каждая компания заинтересована, дабы она проходила без конкурсов и конкуренции и приобретала права. А дальше, как она будет этими правами распоряжаться, – это как сложится», – предостерегает он.

Он уверен в том, что аргументация правительства выглядит не в полной мере убедительной, и вспоминает в данной связи о недавнем ответе Федеральной антимонопольной работы, обвинившей пять нефтяных компаний в завышении цен на нарушение и авиатопливо закона о конкуренции: «Другими словами пять компаний – это монополизм, а две – это борьба? на данный момент самую малость необычная обстановка, вместо того, дабы соперничающие пулы организовывать, государство отошло на более дальнюю расстояние, поручив это практически компаниям-операторам», – осуждает действия власти аналитик.

Как бы то ни было, передавать месторождения без конкурса – не означает бесплатно, подмечает Андриевский: «Скажем, за Чаянду “Газпром” обязался выплатить около 8-10 млрд рублей. Иначе, цена на аукционе, непременно, была бы существенно выше и имела возможность бы превышать $1,7млрд. Так, месторождения без конкурса, вероятнее, обойдутся компаниям дешевле, чем при проведения тендера».

Владимир Сибиряков одобряет действия страны. Не обращая внимания на то, что «во времена сегодняшнего “сырьевого монополизма” государство наделило больших русских недропользователей привилегиями по разработке участков недр федерального значения , от чего, последние, абсолютное, лишь побеждают. Государство отыграет ставку.

Это только временный ход – данного рода протекционизм в будущем выльется в вероятное увеличение сырьевых налогов, как форму возврата инвестиций. Но это уже дело будущего», – заключает аналитик по газу и нефти ИБ «Траст».

Наталья Трефилова

Похожие статьи

Занимательные записи

spacer