Кинобизнес в России – занятие рискованное

Кинобизнес в России – занятие рискованное

Ленинская дефиниция о том, что "самым ответственным из искусств есть для нас кино", думается, снова обретает в Российской Федерации актуальность , потерянную в 90-е, в то время, когда отечественный кинематограф пребывал в полнейшем упадке. О том, что государство решило без шуток заняться вопросами кинобизнеса, свидетельствуют итоги совещания Совета по формированию отечественной кинематографии при правительстве РФ, которое совершил Путин незадолго до открытия кинофестиваля в Белых Столбах.

"Каждое поколение снимает собственный кино и показывает собственных храбрецов. Во многом по экранным образам, по содержанию фильмов будут делать выводы и о отечественном времени", — сказал премьер-министр, открывая совещание Совета.

Напомним, правительственный Совет по формированию отечественной кинематографии был создан 24 декабря 2008 года. В его задачи входят рассмотрение и подготовка предложений по национальной помощи кинопроизводства, проката, показа русском кинопродукции, и ее распространению за границей и внедрению новых разработок в области кинематографии. В совет входят как госслужащие, так и представители киносообщества: помошник премьер-министра Александр Жуков, министр культуры Александр Авдеев, министр массовых коммуникаций и связи Игорь Щеголев, глава Альянса кинематографистов России Никита Михалков, режиссеры Валерий Тодоровский, Владимир Хотиненко, Карен Шахназаров, глава созданного в прошедшем сезоне Киносоюза Борис Хлебников.

В 2009 году при национальной денежной помощи было создано 77 полнометражных игровых фильмов и киножурналов (а также, шесть фильмов для детей и 30 фильмов-начал), в 2010 году эти показатели составили соответственно 55 полнометражных игровых фильмов и киножурналов (из них пять фильмов для детей и девять фильмов-начал). Для таковой страны, как Российская Федерация, это очень низкий показатель кинематографического процесса. Исходя из этого разговор на совете, куда были приглашены кроме этого отечественные режиссёры: Эльдар Рязанов, Федор Сергеевич Бондарчук, Алексей Герман, Павел Лунгин, — оказался конструктивным и не во всем лицеприятным.

Главную часть совещания занял доклад главы. Прежде всего Владимир Владимирович Путин сказал, что на поддержку кинопроизводства в 2011 году будет выделено более 4,3 миллиарда рублей, из которых около 1,4 миллиарда будет направлено через Министерство культуры. Эти сведенья имеется в распоряжении правительства, подписанном в декабре 2010 года; в том месте, действительно, говорилось, что через Минкульт будет направлено в два раза меньше средств.

Но главная неприятность, согласно точки зрения премьера, не в их количестве.

"Основной вопрос — как действенно эти средства будут использованы", — сообщил Путин. Премьер подчернул, что при ветхой совокупности помощи возможно было приобретать хороший доход от самого процесса производства, не пробуя завоевать зрительскую аудиторию, а маленькая часть отечественного кино в кинотеатрах (в 2010 году из 338 фильмов только 69 были отечественными) позвана нежеланием кинопрокатных компаний "связываться" с заведомо убыточными и неинтересными картинами.

Владимир Владимирович Путин напомнил участникам заседания, что больше года назад был создан Фонд социальной и экономической помощи отечественного кинематографа, что должен был содействовать продвижению и производству национальных фильмов. Фондом были выбраны восемь успешных компаний, взявших от страны в среднем по 150 миллионов рублей. И не смотря на то, что итоги их деятельности будут подведены лишь в осеннюю пору, премьер констатировал: "Уже на данный момент возможно заявить, что неоднократно картина с многомиллионным бюджетом и раскрученным пиаром не пользуется популярностью у зрителя. Одновременно с этим очень скромные по затратам фильмы позвали у российской аудитории большой интерес и подтверждали его самыми респектабельными интернациональными премиями.

Уверен, что мы не должны тут что-либо искусственно ограничивать, устанавливать какие-то квоты. Выбор обязан оставаться за зрителем, что лучше всяких критиков дает оценку качества фильмов".

Не тяжело додуматься, в чей огород были брошены премьерские камешки. Коммерческий провал михалковского блокбастера "Утомленные-2" либо недавнее фиаско рождественского фильма Андрея Кончаловского говорят о том, что кинобизнес у нас представляет собой, с одной стороны, важные риски, но с другой — может приносить большую прибыль, как это было с фантастическим успехом бекмамбетовских "Ночных дозоров".

Оглядываясь на опыт финансирования кинопроизводства двух ведущих кинематографических держав США и Индии, Министерство культуры РФ при участии АФК "Совокупность" создало механизм кредитования кинопроизводства под залог прав на применение создаваемых фильмов. Эту идею на совещании правительственного совета по формированию отечественного кино озвучил министр культуры РФ Александр Авдеев. Он утвержает, что банки будут принимать эти права как обеспечение выдаваемых кредитов, что разрешит завлекать дополнительные внебюджетные средства для кинопроизводства. Александр Авдеев уверен в том, что главной проблемой применения фильма в качестве обеспечения банковских кредитов есть предоставление обеспечений завершения съемок и оценка его стоимости как предмета залога и нематериального актива.

Глава Минкультуры сказал, что по данной теме была создана коммисия, куда планируется привлечь свободных специалистов, представителей компаний, снабжающих обеспечения завершения кинопроизводства.

Наряду с этим министр подчернул, что частные коммерческие банки до сих пор настороженно относятся к идее кредитования кинопроектов, потому, что механизма страхования их рисков пока не выработано. И в случае если уж в кинопрокате с треском проваливаются фильмы именитых режиссеров, каковы гарантии возвращения затраченных средств на киноленты, не имеющие зрительского успеха.

Еще одна обстоятельство, по которой банки выжидают — кособокость отечественного кинопроката. "В 2010 году в Российской Федерации насчитывалось 2245 кинозалов. Наряду с этим все они сосредоточены в 137 городах страны, а городов в Российской Федерации свыше тысячи — и это лишь городов. По предварительным подсчетам, дабы удовлетворить существующую потребность, мы должны открыть еще как минимум столько же кинозалов.

Но и это будет раза в три меньше, чем в развитых государствах", — выделил на совещании Путин.

Мелкие провинциальные города, в которых ветхие кинотеатры и дома культуры в наше время перевоплощены в магазины, остаются в стороне от проката. И такое положение в одночасье не поменять. Так что до Голливуда и Болливуда отечественному отечественному кинематографу сейчас как до Луны.

Кинобизнес в России – занятие рискованное

Похожие статьи

Занимательные записи

spacer